Как воспитать позитивных детей

Позитивное воспитание – основа социального развития

Люди - дети природы,

но только взрослые подзабыли об этом, спрятавшись в личину серьезности, неверия и недоверия.

Как просто дети знакомятся, начинают игру, не задумываясь о своей внешности, делают, что хотят, договариваются и выглядят естественно и красиво.

Как – то я наблюдала на игровой площадке за детьми, говорящими, как мы посчитали, на пяти разных языках. Они играли, передавали игрушки, менялись местами при выполнении определенных действий и не испытывали дискомфорта и стеснения от незнания языков. Значит, ими двигало желание играть, понимать действия других и сосуществовать на этой игровой площадке, получая удовольствие от игры.

Куда же уходит коммуникабельность? Откуда появляются заносчивость, нетерпимость?

Чтобы было понятно, о каких способностях, свойствах характера, качествах личности будем говорить, введем некоторые понятия и дадим общепринятые определения.

Коммуника́бельность или отзы́вчивость.

— способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость разнотипных систем передачи информации.

Коммуника́бельность

является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения.

Воспитание

– это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе.

Позитивное воспитание – это новый современный метод воспитания, построенный на взаимоуважении взрослых и детей, где родители являются авторитетом. Основной принцип такого воспитания: каждый человек имеет право быть самостоятельным, независимым, но и, обязательно, должен отвечать за свои поступки.

Позитивное воспитание

— разумный способ взаимодействия с ребенком, подсказанный любовью. Как позитивное оптимистичное мышление помогает взрослым легче преодолевать трудности, так и позитивное воспитание помогает ребенку расти и развивать положительные стороны своего характера.

Ассертивность

– поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Саботажное поведение

— скрытое, пассивное сопротивление авторитетным фигурам, например, учителю.

Я хочу связать все эти понятия, а не рассматривать их в отдельности, ибо в жизни они неотделимы, переплетаются и можно назвать как СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Знаете, какие характеристики чаще всего отмечаются в резюме?

- ответственность;

- коммуникабельность;

- стрессоустойчивость.

Эти качества не возникают сами по себе, их надо воспитать в своих детях.

Существует огромное количество методик воспитания и развития детей с разнообразными рекомендациями, которые порой противоречат друг другу, да и на практике не совсем получается так, как рекомендуют. Как в жизни, в воспитании ребенка найти золотую середину, уравновешенность, сдержанность, гармонию.

Задача родителей – увидеть врожденные склонности ребенка, причем и положительные, и отрицательные, а затем помочь расцвести положительным качествам, и попытаться заблокировать отрицательные.

Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки: умение заводить дружбу, справляться с отказом, приобрести уверенность в себе, постоять за себя и помочь другим.

Социальные, коммутативные навыки ребенка, являющиеся основой позитивного воспитания – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни и родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей.

С чего начать позитивное воспитание?

Начните с себя: ваши дети отвечают вам тем, что они чувствуют по отношению к себе. И если в ваших отношениях нет уважения, то будьте уверены, что обратная реакция детей будет неуважительной и полной своеволия.

Принцип воспитания детей личным примером

дети просто копируют то, что делают родители, даже не задумываясь над этим, а принимая это за норму.

Как вы отмечаете праздники, как общаетесь между собой дома, как выражаете эмоции – это все примеры для подражания, которые, чаще всего, перейдут и в жизни ваших детей.

О детях всегда думайте позитивно, какие бы поступки они не совершали.

Затем – с телевидения, разрушителя ценностей. От него никуда не деться. Есть и познавательные, интересные, обучающие, есть и хорошие фильмы,

программы, но программ и фильмов, разрушающих семейные устои, моральные понятия детей, почему- то, гораздо больше.

Как вы думаете, что плохого произойдет, если вы сегодня не включите телевизор, не увидите программы «ДНК», «Секрет на миллион», «Пусть говорят», где героями становятся те, о ком раньше и говорить было стыдно, сериалы, которые несут массу негатива?

Да, они пройдут, но только без вас, а вы посидите со своим ребенком, поговорите о его и ваших проблемах или планах.

Как помочь ребенку развивать навыки социального общения

Пока ВЫ - родители, как ни крути - верти, как не советуйтесь с детьми, ВЫ и только ВЫ делаете решающий выбор: в какую школу идти ребенку, разбираться или нет с ситуацией в классе, с учителем, сколько, с кем и где гулять.

Родители пытаются переложить ответственность, за принятые ими решения, на ребенка:

« Ему не нравится эта школа( или этот предмет)», «Он нас не слушает».

А сейчас, во время карантина и самоизоляции, родителям приходится заниматься всем: и уроки делать, и дополнительное образование проводить, и свободное время организовывать – и научить надо, и проверить и, главное – «свалить» не на кого, ВЫ и только ВЫ остались наедине со своими чадами. Вот многие родители теряются и не знают, что делать.

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем, в значительной степени, у своих сверстников.

Памятка родителям

Методы позитивного воспитания в семье

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых качеств личности, опыта нравственного поведения.

1. Чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, просите, убеждайте, а не командуйте.

Если у ребёнка неприятности, не нужно его ругать, лучше действовать внушением, при этом важное значение имеет авторитет родителей: ребёнок доверяет родителям, в чьих честности, знаниях, опыте и порядочности он уверен.

2. Чтобы свести сопротивление ребенка к минимуму и улучшить качество общения, слушайте и проявляйте понимание .

Тон разговора должен быть доверительным, а если ребёнок возбуждён, то лучше отложить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца.

Убеждение - главный, но не универсальный метод: следует разъяснять ребёнку нормы морали исходя из того, почему одно хорошо, а другое плохо. Важно верить ребёнку, а свои доводы надо уметь аргументировать. У детей могут ошибочные взгляды, суждения и убеждения и переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая своё мнение

3. Чтобы мотивировать ребенка к тому или иному поведению, поощряйте его, — не наказывайте

Угрозы, шлепки, наказания, крики — это, чаще всего, не работает, а появляется замкнутость, скрытность и обида. Это приёмы воздействия, а не метод воспитания.

Приёмы воспитательного воздействия, которые определяется личностными качествами родителей, стилем отношений в семье, общей духовной культурой.

Хвалите детей и, как можно чаще! Говорите о том, что вам нравится в их поступках, говорите, что они самые любимые, самые послушные, даже тогда, когда они что-то не доделали, потому что одобрение и похвала способствуют укреплению чувства собственного достоинства ребенка, положительно влияют на характер детей, но и делают их более счастливыми и послушными.

Используя метод поощрения, важно не допускать серьёзных ошибок - захваливания, задаривания.

4. Чтобы утвердить свое главенствующее положение, .

не приказывайте, а требуйте и требование должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности. Требование должно отдаваться доброжелательно; нельзя проявлять излишний педантизм, нужно считаться с просьбами и желаниями детей, уступать, но не отменять: «Хорошо, не можешь сейчас, сделаешь чуть позже».

5. Чтобы сохранить контроль над ситуацией, назначайте тайм-ауты, только не бейте ребенка .

Терпение, спокойствие, настойчивость – прекрасные и очень полезные родителю качества, но все мы люди, и иногда даже самый уравновешенный человек может потерять самообладание, быть на грани срыва из-за поведения ребенка. Чтобы этого не произошло, надо ввести в практику «Тайм-аут»: просто выйдете из комнаты, сосчитайте до 10.

6. Чтобы повысить самооценку и коммуникационные навыки проводите Семейные советы .

— прекрасная традиция, дающая возможность научиться обсуждению проблем, нахождению компромиссов и принятию совместных решений; для ребенка – это возможность высказать своё мнение, быть услышанным, что, несомненно, повышает самооценку и развивает коммуникационные навыки.

Принципы позитивного воспитания

Принципы позитивного воспитания

Позитивно воспитывать детей, значит:

- признавать их индивидуальность, понимать ее и давать пространство на ее проявление;

- прочувствовать их таланты и дать им пространство для того, чтобы раскрыть их сполна.

Для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация: их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные

В настоящее время увеличивается количество одаренных детей, у всех современных детей повышенная тяга к восприятию информации, связанная с приобщением детей к интернету, телефону и телеэкрану.

Дети оказалось под воздействием агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками.

А в нынешней ситуации, хотим мы этого или нет, экран и интернет стали главным «воспитателем» и « учителем» детей.

Дети стали чувствительнее, эмоциональнее прежних, обладают восприимчивостью, открытостью, способностью тонко чувствовать воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

1. Ребенок может быть другим или отличаться от других.

У каждого есть свои таланты, потребности и недостатки:.

все развиваются по разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. Возьмите за правило: ни когда и ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими детьми.

Надо научиться осознавать и понимать индивидуальные различия, научиться по разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-девочке: девочки требуют большей заботы, а мальчики хотят, чтобы им доверяли.

2. Ребенок может совершать ошибки

Все совершают ошибки - это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым: не ошибается тот, кто ничего не делает.

Ребенок, сделав ошибку, не должен думает, будто с ним что-то не в порядке, а родители не должны реагировать так, словно он сделал что-то недопустимое: ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину из жизненных примеров родителей, которые должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом.

3. Ребенок может выражать негативные эмоции

Испытывать и выражать свои негативные эмоции – это нормально, а вот выбор места, время и способов выражения не всегда могут быть уместными, поэтому необходимо научить детей осознавать свои эмоции, сдерживать и не выпускать из-под контроля. Это трудно даже для взрослого человека. НО надо учиться и учить этому детей.

Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства — выслушать его и помочь ему в них разобраться, но никогда не манипулируйте ребенком на негативных эмоциях, связанных со страхом или наказанием.

4. Ребенок может хотеть большего

Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других и осознавать, что факт просьбы не гарантирует получение желаемого, а родители не должны испытывать при этом дискомфорта.

5. Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Выражая свои желания и чувства, ребенок должен быть уверен, что они будут услышаны, а это склоняет детей к сотрудничеству - родители, всегда должны оставаться хозяевами положения.

Используя принципы позитивного воспитания, поможете своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни: умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым

Есть базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям и которые помогут им в различных жизненных ситуациях.

Все родители хотят чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми, но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, то не знают что делать, с чего начать и пускают все на самотёк.

Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям, понадобиться конкретные навыки коммуникабельности:

- слушать других;

- следовать инструкциям;

- следовать правилам;

- не обращать внимания на отвлекающие факторы;

- обращаться за помощью;

- говорить по очереди;

- ладить с окружающими;

- сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;

- быть ответственным за свое поведение;

- делать приятное другим людям.

Это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

На своих занятиях у учеников есть лист «Мои достижения», где дети отмечают свои успехи и продвижение к своей цели, которая сформулирована каждым учеником. Но работа в паре или в мини группах поможет детям сопереживать, обмениваться знаниями и осуществлять взаимопроверку.

Дети постепенно смогут развить свой эмоциональный интеллект, а главное - это умение пользоваться своим интеллектом, добытыми знаниями по пути осуществления желаемых целей, если научатся:

- устанавливать собственные цели;

- определять и изменять свое саботажное поведение;

- ассертивно добиваться удовлетворения собственных потребностей;

- сочувствовать другим людям;

- осуществлять взаимовыручку;

- конструктивно управлять гневом;

- разрешать конфликты мирным путем, уметь договариваться.

Легко сказать, что ребенок должен уметь быть ассертивным, и другое дело - знать, как лучше ему стать таким. Методик и стратегий очень много и советов много

Эта тема очень многогранна и очень объемная. Рассмотрим только те единичные варианты развития позитивных навыков, которые можно применить в домашних условиях.

Постараюсь сформулировать тезисно, не приводя множественных примеров.

Моделируйте навыки общения

Учимся коммуникабельности в своей семье: что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Не переживайте, что дети вас не слушают – это явно и можно воздействовать, а лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают, копирую, делают свои не озвученные выводы.

Учителя чаще всего говорят императивными фразами, которые адресованы большому количеству детей и позволяют добиваться быстрого результата.

Задача школьного воспитания заметно отличаются от задач семейного воспитания

Задача семейного воспитания совсем другая: моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, уважение семейных традиций и родителей, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Прежде чем требовать чего-то от ребенка, сами определитесь, чего вы от него хотите! .

Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей.

Моделируйте социальную коммуникацию, используя соответствующее поведение:

- ИСПОЛЬЗУЙТЕ С РЕБЕНКОМ ТЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ, КОТОРЫЕ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УСЛЫШАТЬ ОТ НЕГО:

«пожалуйста», «спасибо», « благодарю», «извини»; и не забывайте говорить эти слова сами по отношению к вашему ребенку;

- ОБРАЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ, ВСТАНЬТЕ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ НЕГО:

будьте на уровне его глаз (наклонитесь, присядьте, подсадите ребенка повыше), не дальше чем на расстоянии вытянутой руки, с максимальным уровнем контакта и не пытайтесь привлечь внимание ребенка из другого конца комнаты;

- НЕ ВЫХОДИТЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ СОБСТВЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА:

например, вашему ребенку может быть очень трудно отжиматься, делать «березку», но он с удовольствием прыгать на скакалке - опирайтесь на то, что он точно умеет делать, не переоценивая его способности, а постепенно добивайтесь исполнения и трудновыполнимых упражнений;

- УВАЖАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА ГЛАЗАМИ:

развивается с течением времени, когда ребенок учится обращать внимание на лица других людей во время общения, исключая команду «Посмотри не меня» и не хвалите за «Хороший взгляд»;

- СОПРОВОЖДАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ:

используйте, по необходимости, все свое тело, включая мимику, движения руками и ногами, но не гримасничайте; попробуйте «онеметь» на время и в качестве игры общайтесь с ребенком исключительно невербально и с помощью альтернативных средств и вы удивитесь реакции ребенка; научитесь «держать лицо» при любых действиях ребенка;

- СДЕЛАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ ВАЖНОЙ:

не надо постоянно повторять его имя, попробуйте привлечь внимание жестом или кашлянув, или похлопайте по плечу; не перегружайте ребенка слишком длинными фразами;

Не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (если воспитатель/учитель не говорит о проблемах с дисциплиной), дети просто еще учатся и пока социально неумелы.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ, ВОЗМОЖНО, ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ (от вас или учителей):

- у ребенка нет одного-двух близких друзей;

- ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать;

- не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию;

- ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем;

- не может инициировать или поддерживать разговор;

- говорит громче, чем большинство детей;

- ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

Если проявляются такие признаки, то вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений, если проявлений не замечаете, то продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения в семье, в школе, с друзьями.

Каждому ребенку нужно пройти через испытания взаимоотношений: научиться понимать и принимать ограничения, которые на них накладывают родители и мир; развить такие жизненно важные качества, как умение прощать, умение дожидаться осуществления своих желаний, творческий потенциал, отзывчивость, отвага, упорство, умение исправлять свои ошибки, чувство собственного достоинства, целеустремленность, достижение поставленных целей.

Невозможно воспитать позитивных, коммуникабельных детей, не будучи при этом позитивными родителями и необходимо понимать, что образ нашего мышления определяет образ наших действий, только мы сами выбираем свое отношение к жизни и должны учить этому своих детей с раннего возраста.

И помните, что любовь – это самая могучая сила в мире, которая помогает воспитывать позитивных детей .

Когда детские эмоции яркие, сильные, захватывающие малыша целиком, переполняют его, то ваше родительское спокойное, невозмутимое и дружелюбное лицо поможет малышу справиться с нахлынувшими эмоциями, а если ваше лицо будет искажено гневом, малыш просто испугается и прекратит нежелательные действия только от страха.

Практикуйте приемы и методы позитивного воспитания каждый день. И очень скоро вы заметите, что ваш малыш становится смышленым и сообразительным, у вас меньше поводов для конфликтов, а обстановка в семье станет более спокойной и гармоничной.

Не пожалейте времени на изучение особенностей своей семейной жизни и семейного воспитания. Правильный выбор и использование разнообразных методов семейного воспитания обязательно принесут результаты и улучшат взаимоотношения с детьми.

Отношения между родителем и ребенком сложнее, чем между мужем и женой. С ребенком нельзя развестись. Вы вынуждены строить отношения с детьми всю жизнь!

В отношениях детей и родителей ответственность лежит полностью на родителях.

Здоровья и счастья вам и вашим детям!

В добрый путь на долгие года!

Спасибо за посещение моего блога. Выскажите, пожалуйста, своё мнение в комментариях.

Я обучаюсь в социальном проекте «Одна семья». Очень заинтересована в любых ваших высказываниях, которые помогут мне в дальнейшей работе.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

2 комментария

  • Аватар комментатора Мария Мария
    Екатерина, очень глубокая, а главное актуальная статья у вас получилась! Прочитала с удовольствием, поскольку сама являюсь мамой несовершеннолетних детей. И многое для себя ещё раз уяснила, благодарю. Удачи вам и позитивного настроения. :))
    Ответить
    1. Аватар комментатора Екатерина Карпенко Екатерина Карпенко

      Спасибо за пожелания. У меня внучки и хотелось бы воспитать их в позитиве и социально адаптированными. Вам успехов в воспитании детей Будьте здоровы и счастливы.

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение