Ментальная арифметика. Знакомство с абакусом

 Ментальная арифметика.
Обновлено:
Знакомство с ментальной арифметикой

Цель: мотивировать учащихся к занятиям ментальной арифметикой.

Задачи: 

- познакомить с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами работы на нем;

- ввести понятие ментального счета;

- развивать мелкую моторику и межполушарные связи;

- содействовать развитию интеллекта ребенка;

- формировать стойкий интерес к ментальной арифметике.

Оборудование: интерактивная доска, большой абакус - соробан, ученические абакусы, магнитная доска и магнитные цифры, флэш-карты, ментальные карты, карандаши, листы для рисования двумя руками, ПК.

Для кого уроки

Для тех, кто хочет самостоятельно научиться считать ментально, тренировать свой мозг

Что такое ментальная арифметика? 

      Ментальный счет является одним из самых древних, но стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка, которые в первую очередь имеют  не только математическую направленность. Благодаря освоению детьми техники ментального счета любая математическая задача превращается для них в простой и быстрый вычислительный процесс.

Развитие умственных способностей ребенка

Методика ментального счета имеет древние корни и основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором, абакусом.  Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.

 Что такое абакус (соробан)

Абакус( соробан) –это счётная доска для вычислений, а попросту говоря, счёты,  которыми впервые начали пользоваться в Месопотамии (примерно в третьем тысячелетии до нашей эры).

История абакуса 

  Появился абакус в 3 тысячелетии до нашей эры в Древнем Вавилоне. Им пользовались в Египте, Древней Индии.

Абак

В Х веке с абакусом познакомился Герберт Аврилакский — ученый монах, который даже написал об этом книгу — «Правила счета на абаке». Герберт был с 999 по 1003 годы римским папой под именем Сильвестра II. Он призывал к использованию абакуса и учил этому своих учеников. Благодаря этому — абак распространился по многим странам Европы.

Как выглядит абакус

Рассмотрев эти счёты внешне, можно заметить, что они имеют прямоугольную форму с вертикально расположенными спицами. Принято считать, что их тринадцать, однако существуют разновидностью с 15, 17 спицами.

Виды абакусов

  Абакусы отличаются друг от друга. Чаще всего их делят на учительские и ученические. Учительские хороши тем, что на них удобно показывать правильное выполнение заданий, учить, как правильно держать абакус. Для этого хватает длины пальцев рук.

Конструкция абакуса и названия элементов

Абакусы состоят из рамки, планки ответов или разделительной планки, спиц и косточек на спицах.Косточки на спицах разделены планкой: по одной сверху и называются НЕБЕСНЫМИ и по четыре внизу - ЗЕМНЫЕ

Числа на стержнях располагаются по возрастающей справа налево (или снизу вверх, если держать абакус вертикально): единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч и так далее.

Абакус и его элементы

В зависимости от размера и модели счетов (а их сейчас представлено довольно много) можно добавить стержни с десятичными, сотыми и тысячными дробями.

.                                 

Задача абакуса

Задача абакуса - заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками. В конечном итоге:  абакус способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков.

Ученые сравнили калькулятор с абакусом и пришли к однозначному выводу, что первый из них расслабляет активность мозга. Абакус же, напротив, оттачивает и тренирует полушария, заставляя мозг работать быстро.

 Как работать с абакусом

Существует много разных способов быстрого счета . Сегодня познакомимся  с 1 из таких способов и в этом нам помогут счеты, которые называются абакус( abacus)  или их можно еще называть соробан( sоrоban). Вам это должно понравиться, потому что на них будет интересно щелкать косточками вверх - вниз и при этом выполняя сложные математические вычисления.

Постановка пальцев

- Руки в кулачках, работают по два пальца на каждой руке. В руке, которой пишете зажат карандаш, заточенным концом к ребру ладони.

Постановка пальцев двух рук

- Если набираем одной рукой костяшки, то другой придерживаем абакус  за края, не закрывая обзор.

- Четыре косточки( земные)  вверх передвигает большими пальцами, а вниз опускаем  указательными.

 - Верхнюю косточку( небесную) передвигаем только указательными пальцами: и вверх, и вниз.

- цифры 6; 7; 8; 9 набираются  или откладываются  «щипком», то есть большим и указательным пальцами вместе.

Рисуем двумя руками. Раскрась картинки

Уроки ментальной арифметики проводятся с интенсивными умственными нагрузками и напряжением, поэтому использование интеллектуальных, развивающих игр способствует с одной стороны к игровым паузам и отдыху, переключению видов деятельности, с другой стороны укрепляет и развивает внимание, память, мышление.

Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей. Удивительно, правда?

Работа по распечаткам.

   Закрасьте косточки так, чтобы получилось число справа.

Выполнение примеров на абакусе

-Базовые упражнения  на абакусе

+-1;+-2; +-3; +-4; +-5   работаем двумя руками, следим за техникой.+-6;+-7; +-8; +-9

- Форма записи примеров и счет на абакусе

1Д 5Р: 1Д- однозначные числа, 5Р - пять рядов в столбике примера.

                    Следим за техникой.

Ответы: 3; 1; 6; 4; 7.

-Считаем ментально. 

1Д 4Р : 1Д –одноразрядные числа;   4Р - четыре ряда чисел в примере. Следим за техникой и движениями пальцев

Ответы: 4; 3; 1; 4; 2; 0.

Домашнее задание

Учится на абакусе откладывать числа +-1;+-2; +-3; +-4; +-5   работаем двумя руками, следим за техникой.+-6;+-7;+-8; +-9 ( Выполняем базовые упражнения). Задания выполняем каждый день по 15 минут

Что вам понадобится для  выполнения домашнего задания:

- карандаш простой, ручка;

- чистая тетрадь в клеточку;

- абакус ученический;

- возможность распечатать раздаточный материал.

Учебники и рабочие тетради пока не покупаем.

Вывод

Ментальная арифметика – это методика, направленная на гармоничное развитие двух полушарий головного мозга, в результате чего укрепляются нейронные связи, а крепкие нейронные связи - это отличная база для освоения всего нового.

Выгодно заниматься:

  •   Занимайтесь, не выходя из дома
  •  Видите свои успехи на каждом уроке обучения.
  •  Не привязаны к месту и можете заниматься, находясь дома, на отдыхе, в командировке.

Занятия подходят всем: как детям, так и взрослым. Особенно рекомендую людям пенсионного  возраста.

Удачи и успехов Вам в овладении новой методикой устного счета, позволяющей гармонично развиваться  личности!

Если будете заниматься с детьми, которые не знают чисел и цифр, не знают состав чисел 5 и 10,  можете найти материалы занятий на странице, перейдя здесь. На этой странице найдете материал для распечатки. Видеоурок смотрим здесь

Спасибо за посещение моего блога.

Надеюсь, что статья Вам понравилась и Вы поделитесь ей в социальных сетях или оставите комментарий

Я обучаюсь в социальном проекте «Одна семья», и очень заинтересована в любых ваших высказываниях, которые помогут мне в дальнейшей работе над блогом.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение